Вирус сквернословия

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Дети неохотно слушают нас,
Однако  охотно нам подражают.

Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, дразнить других или ругаться. Им свойственно слушать, что говорят вокруг. И, вероятно, нет такой, даже самой лучшей семьи или школы, которые сумели бы воспрепятствовать этому.

Дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм, от окружающих взрослых, а затем спокойно передают его друг другу.

Обычно бранные слова ребёнок начинает использовать, как только попадают в детский сад или школу, а иногда и раньше.

В первые годы жизни ребёнок, поначалу бессловесный ребёнок, стремительно овладевает родным языком. Все слова для него — новые. И он активно, как губка, впитывает их, с каждым днем обогащая свой словарный запас. Но не просто видит и слышит, а непроизвольно запоминают все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить им это делать. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.

Поэтому, проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. И то, что эти слова шокируют взрослых, привлекают их внимание, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их.

Детям хочется позлить, подразнить родителей, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от их «самодурства». Теперь же они просто открыли для себя новое оружие агрессии.

Услышав что-то новое, незнакомое, ребенку хочется продемонстрировать перед взрослыми то, чему он только что научил­ся. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Иногда ребенок с гордостью копирует не совсем приличную речь значимого для него взрослого (подражание — одна из черт детей раннего возраста). Иногда произносит нечто необычное для того, чтобы посмотреть на реакцию взрослого, узнать, хорошо или плохо он поступает.

Если Вы станете ругать ребёнка и показывать свое раздражение и недовольство, возможно, он научится таким образом вызывать вспышки Вашего гнева, тем самым завоевывать Ваше внимание к нему, пусть даже и нега­тивное.

В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать. А бывает, что необходимо сделать и выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет.

Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани – слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности. Это, например, такие слова, как «елки-палки», «черт побери», «проклятье» и т.п. (повторить ребенку предложение, заменяя слово. Если ребенок скажет: «Глянь-ка, что за паскудная собака!» – взрослый может ответить: «Да, что за по-тре-пан-ная собака!» Если же сказать это с некоторым наигрышем, ребенок почувствует, что новое слово выразительнее бранного).

Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как можно меньше обращать на них внимание. Вряд ли стоит заводиться от устных нападок, и лучше постараться не принимать их близко к сердцу. Целесообразно просто игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей.

Тем, кто регулярно говорит обидные вещи, да еще озлобленно, надо твердо сказать: «Ты мне нравишься, Таня, но то, что ты говоришь, мне не нравится».

У детей, которые раньше других прибегают к этому языку, за ширмой подобных выражений скрываются более сложные проблемы. Они могут лгать за свои несчастья.

Родительский гнев возникшей проблемы не решает, а только усугубляет ее. В сознании ребенка непечатное слово обретает еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, взрослеющие ребёнок может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости: «Если кому-то можно так говорить, то, значит, можно и мне».

И запретное слово начинает мелькать в его речи, становясь от многократного употребления привычным.

Нецензурная лексика приобретает роль важного символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат — лексика старших, запретная для ребенка, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Понадобятся еще долгие годы, чтобы делами доказать свою личностную автономию и состоятельность. А вот затянуться сигаретой, лихо сплюнуть на пол или грязно выругаться можно хоть сию минуту!

Иногда подросток начинает материться в кругу товарищей, дабы просто не оказаться белой вороной, не прослыть «ботаником» и маменькиным сынком.

ИТАК, если ребенок говорит грубые слова

¯  Объясните ребенку спокойно, без лишних эмоций, что такие слова говорить нельзя.

¯  Покажите, какими словами можно заменить грубость.

¯  Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре.

¯  Отвлеките ребенка.

¯  Не угрожайте ребенку наказанием или тем, что если он скажет такое слово хотя бы еще один раз…

¯  Кратко извинитесь перед окружающими, если вы находи­тесь в общественном месте и сменить тему разговора.

Добавить комментарий