«Гипер…» (от греч. hyper –«над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского: activus и означает «действенный, деятельный».
К внешним проявлениям гиперактивности относятся невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей не зависит от степени гипеактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.
Работа с гиперактивным ребенком и его адаптацией в коллективе должна вестись комплексно: необходима помощь воспитателя, учителя, психолога, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Работая с гиперактивными детьми, необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения:
v В дошкольном возрасте обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.
v Можно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе.
v Занятия желательно проводить в занимательной форме для ребенка форме – в виде игры. Хороши подвижные игры, в которых он обучится контролировать свои движения; игры на развития внимания, мышления. Важна совместная деятельность с родителями.
v Со школьником рекомендуется заниматься дополнительно, если он не усвоил то, что учитель объяснял на уроке, учитывая тот факт, что периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий перерыв.
v Можно записать ребенка в спортирную секцию или на другой кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.
Если же гиперактивный ребенок проявляет еще и признаки агрессивности, ему следует дать дополнительные рекомендации, касающиеся работы с агрессивными детьми.
Родителям необходимо:
- Понять – ребенок не виноват, что он такой, и наказания, замечания, окрики и нотации не приведут к улучшению его поведения, а в большинстве случаев еще и ухудшает его.
- Общаться с ребенком надо мягко, спокойно – без криков, приказов и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению.
- Ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачу выполненное задание, аккуратность, усидчивость – но не сильно эмоционально.
- Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Иначе ребенок «выключится». Задания следует давать по порядку: убери игрушки, почисти зубы. Они должны быть выполнены и физически, и по времени.
- В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок. Иногда могут быть исключения из правил.
- Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. При этом ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушениями.
В повседневном общении следует избежать резких запретов, начинающихся словами «нет», «нельзя», так как в силу импульсивности ребенок может отреагировать непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дать ему возможность выбора.
- Если ребенку трудно переключится на новую деятельность сразу, лучше предупредить его за несколько минут за начала.
- Следует соблюдать режим дня.
- Предупредить учителя, что ребенок может иногда «выпадать» из урока. Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение.
- Как можно больше времени уделять ребенку, помогая при подготовке домашнего задания. Если позволяют возможности, просмотреть вместе с ним еще не изученную программу, чтобы ему было проще усваивать новый материал в школе.
Следует отметить, что при постоянной работе родителей и психологов острота проблем поведения и обучения постепенно сглаживается.