ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

«Гипер…» (от греч. hyper –«над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского: activus и означает «действенный, деятельный».

К внешним проявлениям гиперактивности относятся невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей не зависит от степени гипеактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.

Работа с гиперактивным ребенком и его адаптацией в коллективе должна вестись комплексно: необходима помощь воспитателя, учителя, психолога, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Работая с гиперактивными детьми, необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения:

v  В дошкольном возрасте обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.

v  Можно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе.

v  Занятия желательно проводить в занимательной форме для ребенка форме – в виде игры. Хороши подвижные игры, в которых он обучится контролировать свои движения; игры на развития внимания, мышления. Важна совместная деятельность с родителями.

v  Со школьником рекомендуется заниматься дополнительно, если он не усвоил то, что учитель объяснял на уроке, учитывая тот факт, что периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий перерыв.

v  Можно записать ребенка в спортирную секцию или на другой кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.

Если же гиперактивный ребенок проявляет еще и признаки агрессивности, ему следует дать дополнительные рекомендации, касающиеся работы с агрессивными детьми.

Родителям необходимо:

  1. Понять – ребенок не виноват, что он такой, и наказания, замечания, окрики и нотации не приведут  к улучшению его поведения, а в большинстве случаев еще и ухудшает его.
  2. Общаться с ребенком надо мягко, спокойно – без криков, приказов и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению.
  3. Ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачу выполненное задание, аккуратность, усидчивость – но не сильно эмоционально.
  4. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Иначе ребенок «выключится». Задания следует давать по порядку: убери игрушки, почисти зубы. Они должны быть выполнены и физически, и по времени.
  5. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок. Иногда могут быть исключения из правил.
  6. Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. При этом ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушениями.

В повседневном общении следует избежать резких запретов, начинающихся словами «нет», «нельзя», так как в силу импульсивности ребенок может отреагировать непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дать ему возможность выбора.

  1. Если ребенку трудно переключится на новую деятельность сразу, лучше предупредить его за несколько минут за начала.
  2. Следует соблюдать режим дня.
  3. Предупредить учителя, что ребенок может иногда «выпадать» из урока. Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение.
  4. Как можно больше времени уделять ребенку, помогая при подготовке домашнего задания. Если позволяют возможности, просмотреть вместе с ним еще не изученную программу, чтобы ему было проще усваивать новый материал в школе.

Следует отметить, что при постоянной работе родителей и психологов острота проблем поведения и обучения постепенно сглаживается.

Добавить комментарий