Помните ли Вы себя в возрасте 11-15 лет?

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир! Помните слезы без причин и приступы любви ко всем вокруг, потрясающее чувство осознания собственных сил и ощущение вселенской непосредственности? Помните мучительные ночи без сна с непонятным томлением и необъяснимой тревогой. Вспомните, как много делали «назло» в отместку постоянным наставлениям матери, отцовским «разносам» и придиркам учителей. Как часто приходили в отчаяние оттого, что никто-никто Вас не понимает…

Большинство из нас никогда не сопоставляли свое детство с последующим жизненным опытом. Но, забывая о том, какими были мы сами, мы не сможем понять собственных детей.

А для них, в трудном подростковом возрасте, наше понимание нужно как никогда…
В подростковом возрасте, когда организм ребенка и его адаптационные возможности достигают определенного уровня развития, включается механизм созревания функции продолжения рода. Эндокринные железы начинают продуцировать половые гормоны, под воздействием которых у мальчиков и девочек развиваются вторичные половые признаки.
В ходе полового созревания довольно быстро и порою неожиданно для самого подростка меняется и его внешний облик. Порой сам подросток не готов к этим переменам.

В этот период возможна временная несогласованность нервных центров. Это объясняет большинство неадекватных поведенческих реакций подростков: перепады настроения, «немотивированные» поступки, равнодушие к оценке, грубость, недостаточное самообладание, расстройство почерка и координации движений.

Но постепенно состояние центральной нервной системы становится более уравновешенным. На поведение и направленность интересов подростка начинает влиять все возрастающее количество половых гормонов.

Информация сексуального плана становится более значимой: она вызывает эмоциональный отклик, концентрируется и объединяется в целую систему представлений, взглядов, убеждений и побуждений. Вторичные половые признаки начинают оцениваться как высоко значимые. Особенности полового поведения привлекают все больше внимания, находят все больший отклик.

У подростков возрастает интерес к половой жизни, к собственному телу. Но уже это не просто «половое любопытство», а более высокий уровень самооценки, возрастающая требовательность и к своим физическим возможностям, и к чертам внешности. Это оценка изменяющихся ценностей и способ самоутверждения. Именно в данный период жизни степень внешней привлекательности становится для подростков жизненно важной.

По мере приобретения жизненного опыта, а также под влиянием соображений эстетического и морального характера половая направленность интересов становится более дифференцированной. У каждого подростка новый объект внимания более или менее осознанно сопоставляется именно с этой моделью.

Примерно к шестнадцати годам репродуктивная система подростков становится биологически зрелой. Девушка может забеременеть, выносить и родить ребенка. Юноша может зачать новую жизнь.

Однако, надежное, полноценное воспроизводство потомства возможно лишь при сочетании биологической, психологической, нравственной и гражданской зрелости. Зрелым должно быть и поведение. Оно формируется в юношеском возрасте, а иногда и позже, по мере накопления опыта межполовых отношений.

Подростковый возраст — один из самых сложных в жизни. От благополучного течения происходящих в это время процессов во многом зависит физическое и душевное здоровье человека в течение всей его последующей жизни.

Этот возраст является «трудным» не только для самого подростка, но и для его родителей. Именно в это время становятся отчетливо видными изъяны и дефекты предшествующего воспитания.

Подросток стремится к взрослости не потому, что она его привлекает сама по себе, а потому, что хочет избавиться от давления родителей, нередко требующих послушания независимо от существа дела.

Такое поведение родителей обижает и унижает ребенка, лишает его способности анализировать дело по существу, разбираться в жизненных ситуациях и принимать сообразные им решения. Потому у многих подростков неосознанно формируется отчуждение от родителей, действия которых кажутся им несправедливыми. Это значит, что в затруднительных случаях к родителям он не обратится, будучи уверенным, что ничего, кроме критики, не получит. И в результате, авторитетным для него оказывается мнение не родителей, а кого-либо из посторонних, и не всегда достойных, людей.
Проступки ребенка следует не столько критиковать, сколько совместно с ним анализировать, а главное — выяснять мотивы поступка. Ведь порицания заслуживает лишь злой умысел, а не неудача в реализации хорошего намерения. При этом подросток должен быть полностью уверен в том, что родители всегда ему помогут в затруднительном случае.

Родители же должны помнить, что первая их задача — помочь, и лишь вторая — критиковать. А затем разобраться и предотвратить повторение подобных ситуаций, совместно с подростком наметив правильную линию поведения. Такая позиция совсем не исключает необходимости контролировать подростка. Важно обращать внимание на то, когда и в каком состоянии он пришел домой, с кем он общается, чем интересуется.
У подростка необходимо формировать правильное отношение к запретам. С раннего возраста ребенок должен четко сознавать обоснованность запретов, их важность для его безопасности, учиться оценивать и соблюдать определенные рамки поведения. Конечно, если запретов слишком много, и они не вытекают из существа дела, те или иные из них приходится нарушать. А это формирует у детей опыт нарушения запретов.

Но есть один запрет, который должен быть абсолютным. В природе есть вещи, которые подростку нельзя пробовать ни одного раза — никотин, алкоголь и особенно наркотические вещества. И это не тот случай, когда можно попросить прощения. Несмотря на то, что родители действительно готовы простить подростка, в некоторых жизненных ситуациях прощением ничего исправить нельзя. Наркотики, нежелательная беременность и венерические заболевания относятся к их числу.

Необходимо регулярно внушать подростку, что своим поведением он может сам завести себя в такую ситуацию, когда от родителей, как и от него самого, почти ничего уже не будет зависеть. И выход из положения можно будет найти с большим трудом, а то не найти вовсе.

Подросткам не хватает жизненно важной информации, которую они могли бы получить у своих родителей, если бы родители лучше понимали сущность происходящих в этом возрасте психологических и физических процессов.

Есть только один путь уберечь детей от употребления наркотиков — знать, что происходит в их жизни, понимать их проблемы, своевременно реагировать и вести с ними диалог.

Волшебной палочки не существует. Но родители могут и должны разговаривать с детьми об опасности последствий употребления наркотиков, оставаться активными участниками жизни детей.

Даже когда они переходят в старшие классы, родители должны продолжать участвовать в школьной жизни, отдыхе, общественных делах вместе со своими детьми и их друзьями.
Чтобы избежать появления проблемы наркомании в семье, родителям следует вместе с детьми участвовать в программах противодействия распространению наркомании в школе, районе, городе.

Чтобы научиться понимать своих детей и их меняющиеся потребности, родителям важно научиться сотрудничать с медиками и педагогами.

Дети ожидают от родителей помощи и поддержки для преодоления своих проблем, принятия решений, включая решение об отказе употреблять наркотики. Негативное отношение родителей к наркотикам служит наглядным примером для детей.

Прочтите отрывок из письма четырнадцатилетнего мальчика и задумайтесь…

«…Мы в этом мире впервые. С некоторыми вещами мы сталкиваемся в первый раз. Бывает сложно разобраться в житейских ситуациях. Нам необходима помощь взрослых, но они, зачастую, живут своей жизнью и своими проблемами. Им не до нас. Сыт, одет и ходишь в школу, значит у тебя все в порядке. Мне кажется, что иногда им надо остановиться, и просто поговорить с нами.

«МАМЫ, ПАПЫ! АУ! 

ПОДАРИТЕ НАМ НЕМНОГО СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВНИМАНИЯ!»

 

Добавить комментарий