Современные воспитательные технологии
в деятельности классного руководителя
Воспитательная технология
- Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения (Л.В. Куклина)
- Технология создания культуросообразной среды личностного развития, организации смыслопоисковой деятельности и педагогической поддержки саморазвития личности, становления ее индивидуальности (Т.В. Корнеева)
Структура современной воспитательной технологии
n Педагогические цели
n Концептуальная основа
n Деятельность
n Система отношений между всеми участниками воспитательного процесса
n Управление
n Комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям
Классификации технологий индивидуального воспитания:
n модель технологии индивидуализированного воспитания;
n модель индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий);
n модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман);
n модель педагогического сопровождения
Технология индивидуализированного воспитания
Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:
1) воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);
2) ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;
3) ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)
Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.
Классификация этапов технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания
1 этап — постановка проблемного вопроса;
2 этап — фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;
3 этап — включение учащегося в ситуацию;
4 этап — высказывание «Я-позиции» по решению предложенной ситуации;
5 этап – рефлексия;
6 этап – выбор норм поведения;
7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу
Ситуационный классный час (Н.П. Капустин)
n Капля воды (В.А. Сухомлинский)
«Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда ученики напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
n Задание:
— Оцените данную ситуацию.
— Как нужно было поступить школьникам?
— Почему бабушка, глядя вслед ученикам, покачала головой?
Ситуация из реальной жизни
n Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще кричит:
— Заснули, что ли?
Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:
— Танечка, разве можно так стучать?
— А ты что, оглохла?
Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.
— Опять платье не выстирала? – доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос.
— Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.
— У тебя вечно так …
n Задание:
- Что значит «быть» или «казаться», «жить» или «демонстрировать» себя?
- Что бы Вы посоветовали Тане и ее маме?
Вопросы для самостоятельных рассуждений и ответов
n Как реализуется в Вашем коллективе принцип: «Один за всех, и все за одного»? Приведите примеры.
n Народная пословица гласит: «Человек – то, что он сам из себя сделал». Подумайте, что делаете Вы для своего совершенствования. Как вы работаете над воспитанием устойчивых черт личности, которые будут определять Ваше поведение в различных жизненных обстоятельствах?
n «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», — писал Н.Г. Чернышевский. Так ли? Выскажите свое суждение. А как Вы изучаете самого себя?
n Человечность распространяется не только на человека. Как Вы понимаете смысл этой фразы?
Классификации технологии коллективного воспитания учащихся
n Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся
n Технология принятия общих решении в классе
Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся
n Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен
Технология принятия общих решении в классе. Этапы
n изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);
n подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем — указанием учителя на возникшую проблему или косвенным — с помощью учащихся класса);
n представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);
n направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);
n помощь группе в претворении ее решений в действие
Книга больших идей включает в себя 30 таблиц, которые заполняются и педагогом, и детьми:
n «Наше классное сообщество»;
n «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует…»);
n «Необсуждаемые правила нашего учителя»;
n «Физические потребности»;
n «Таблица упражнений на случай пожара»;
n «План поведения в чрезвычайной ситуации»;
n «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»);
n «Социальные потребности»;
n «Жизнь в нашей школе»;
n «Наша игровая площадка»;
n «Наша столовая»;
n «Наши туалетные комнаты»;
n «В школу и домой»;
n «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.);
n «Правила по составлению правил»;
n «Составление правил для решения наших проблем»;
n «Учимся на собственных ошибках»;
n «Домашняя работа»;
n «Помощники в школе»;
n «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады);
n «Оставаться здоровым»;
n «Здоровье и посещение школы»;
n «Подменный учитель»;
n «Школьное имущество»;
n «Законы нашей страны»;
n «Законы образования»;
n «Законы, обеспечивающие заботу о детях»;
n «Права и обязанности»;
n «Жизнь на нашей планете»;
n «Забота о нашем мире»
Тренинговые технологии воспитания
n Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы
Классификация тренингов по социальной направленности
n коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом);
n когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);
n Социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста
Статичные формы воспитательной работы (тип представление)
n Торжественное собрание детского коллектива
n Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь)
n Фронтальная беседа
n Диспут
n Дискуссия
n Концерт
n «Яблоня возможностей»
n Представление-соревнование
Формы статично-динамичной воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)
n Танцевальная программа (дискотека, бал)
n Вечер общения в импровизированном кафе
n Трудовая акция (субботник)
n Изготовление объекта демонстрации
n Подготовка к представлению
n Ситуационно-ролевая игра
n Продуктивная (инновационная) игра
Динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие»)
n Экскурсия
n Поход
n Экспедиция