Все истоки красоты, мир дорогих нам звуков, красок и запахов — всё рождено землёй. Туманы над речкой, шорохи опадающих листьев, дымок сгоревшей ботвы и запах грибов в лесу — это наша земля, наш дом. А своим домом мы называем свою малую родину, свою деревеньку Клепачи. Не перестаёшь удивляться красотам нашего края. Вот и наша деревенька привораживает к себе. На зорьке отчётливо слышны голоса пробуждающихся птиц, утром и вечером озеро дымится молочным туманом, днём играет солнечными бликами. Так и хочется вобрать в себя всё и надолго запомнить увиденное.
Из истории
В давние времена в данной местности было много болот. И сенокосные угодья здесь были обширными. А чтобы косить, нужны были косы, которые необходимо было клепать. Летом, когда подходила пора сенокоса, за этим занятием можно было увидеть много хозяев. Каждое утро, как только рассвело, вся округа слышала звон. Это хозяева клепали свои косы для будущей страды, а они умело делали это дело. Таким образом, название деревни «Клепачи» произошло от слова «клепать». Клепачи раскинулись на былой топи, которую люди называли когда-то Чёрными лозами, а теперь зовут Золотой криницей. Что было здесь ранее, как жили и работали люди, представить и понять теперь сложно. Жили хуже, чем в других местах. Из воспоминаний сторожил: «На всю деревню, на 40 дворов, приходилось 12 делянок земли. Тут и озимь, и пашни. В среднем чуть более трёх гектаров на двор, а другие и этого не имели. К тому же раскиданы были полоски в нескольких местах. А сразу за деревней такое болото, что казалось здесь и есть край земли. В дождливое лето ногой не ступить. Болото было непроходимым даже зимой. Косить приходилось по колено в воде. Чтобы добраться сюда, вязали из лозы специальные лапти-мокроступы. Вязанками выносили траву на более высокие места. Об этом говорят и названия окружающих деревень: Мокрое, Лихачи, Пески». Вот уже более двух веков длится история нашей небольшой деревушки. С марта 1919 года Клепачи были оккупированы белополяками. К концу 1920 года был заключён с Польшей мирный договор, по которому Западная Белоруссия и входящая в неё Пружанщина отошла к буржуазно-помещичьей Польше. На нашей земле хозяйничали польские паны. Они угнетали белорусский народ, насаждали свой язык, свои обычаи. В сельском хозяйстве повета сохранились полуфеодальные отношения. Жителям деревни Клепачи нужно было за жалкие гроши работать в имении пана Чёрные Лозы. Здесь было имение пана Видное. Это по его приказу жители Клепачей носили в передниках песок, насыпали высокий холм, чтобы пан с горки мог хорошо видеть, как работают на него белорусские крестьяне. Дети обучались на польском языке, а некоторые из них совсем не посещали школу. В польской школе, как и в царской, существовала палочная дисциплина. Вот что рассказала нам жительница деревни Белеста София. «Ходила я в польскую школу. Здание школы имело вид сельской хаты. Внутри было пять комнат. В четырёх учились дети, а в пятой жил учитель. Было четыре класса. Первый класс начинал уроки после обеда, а старшие в 7 часов утра. В 3-4 классах было по три урока в день. Окончишь четыре класса, сдаёшь экзамены и получаешь аттестат. Каждую пятницу в школу приходил поп и учил нас молитвам. Парт школьных не было, и ученики сидели на лавах. Учитель сильно бил тех, кто не хотел учиться. Однажды в школу зашёл незнакомый мужчина. Дети из любопытства все выбежали на коридор. Учитель наказал всех, в том числе и меня. Ой, как было больно! Учитель выгибал пальцы на руке так, что они становились белыми, и сильно бил по руке металлической линейкой. Нерадивых и неуспевающих учеников секли розгами. Мне и другим детям за хорошую учёбу учитель давал послушать наушники, так как радио не было. Было очень плохо слышно, а учитель всё спрашивал: «Чуваць, Зось?» — «Чуваць, яшчэ як чуваць», — отвечала я. Портфелей у нас не было. Сошьют из потёртой домотканой материи сумку — и ходишь с ней в школу. Одежды хорошей не было, формы школьной никто не знал. У каждого ученика было по одной книге и 3-4 тетради. Писали деревянными ручками с железным пером, макая его в чернила. Одного пера, кто был бережливым, хватало на 4 года учёбы в школе». 17 сентября 1939 года Красная Армия освободила крестьян из-под гнёта буржуазно-помещичьей Польши.
Страницы военной истории
22 июня 1941 года… Не тихой росной зарёй, а грохотом, свистом пуль, скрежетом стали, начался этот день. Война. Вся страна поднялась на защиту Родины. Один за другим уходили на фронт мужчины… А дома их ждали матери, жёны, девушки, надеясь, доживать век с любимым. Наша деревенька маленькая, но в грозные годы и она поднялась на защиту Родины. Из родной деревни на фронт ушло много молодых, бравых парней и только некоторые возвратились домой. Дорогой ценой заплачено за Победу. Многие из наших земляков не вернулись домой. С фронта шли письма- треугольники. Как ждали их в каждой семье, ждали и боялись почтальона. Охваченные единым стремлением отстоять свободу и независимость Родины советские люди не жалели сил и труда во имя Победы. В героическую всенародную борьбу внесли свою лепту и жители деревни Клепачи. В трудные годы Великой Отечественной войны на полях в основном работали женщины и подростки. Они всеми силами старались заменить ушедших на фронт отцов и мужей. Выполняли любую тяжёлую работу, помнили наказ мужей: «Беречь детей!». Последний кусок хлеба всегда отдавали детям, а сами голодали.Слава людям, которые не покорились, не встали перед врагом на колени. Громили врага и погибли с именем Родины- матери на устах. Они средь нас, хотя давно их нет, Они ушли, откуда нет возврата. Но каждый был нам другом или братом. В их честь в д.Красное поставлен памятник «Жертвам фашизма». 224 человека похоронено, 218-ти известны имена и фамилии.Ушли из жизни уже и ветераны. 9 мая 2011 года на митинге, посвящённом празднованию Дня Победы, присутствовал только один Корнейчук В.В.
Послевоенные годы
С 1947 года, в первые послевоенные годы, жители занимались в основном полеводством и свиноводством. Кормили, убирали, пасли. Всю работу выполняли вручную. Умели трудиться — умели и отдыхать.Только много воды утекло с тех пор. Изменилась жизнь в деревне. В 1973 году началось строительство совхоза «Советский», который строился с размахом и перспективой. С 1977 года начинается активное обновление деревни: строятся новые дома, магазин, школа и другие постройки. А уже через тридцать лет деревня Клепачи становится агрогородком Клепачи.
Современность
Агрогородок «Клепачи» — центральная усадьба ОАО «Журавлиное», построен в 2008 году. Деревня расположена в 19 километрах от г. Пружаны. В ней проживает около 1300 человек, имеется 480 личных подсобных хозяйств.Главным событием в хозяйственной жизни деревни в 2009 году стал ввод в строй комбикормового завода, построенного по последнему слову техники и оснащенного новейшим импортным оборудованием. Его производительность — 16 тонн комбикормов в час. Значительное сокращение затрат на покупку корма снизило себестоимость конечного продукта. Центральная усадьба ОАО «Журавлиное» расположена в деревне Клепачи, ныне агрогородке. Руководитель Гришкевич М.М.К домам подведены водопровод, канализация, газовое отопление, не говоря уже о телефонных линиях и скоростного интернета. Улицы заасфальтированы, множество газонов и цветников. В центре Клепачей — обширная, уложенная плиткой площадь и огромные клумбы с цветами, трехэтажные жилые дома с яркими фасадами, здание правления ОАО, в котором находится отделение АСБ «Беларусбанк» и многие другие службы, торговый центр с магазином, баром и рестораном, амбулатория, школа искусств, школа и другие постройки.«Клепачи» продолжают строительство, появляются новые улицы. В 2010 году в новом крыле школы открылись бассейн и новый спортивный зал, прежний, полностью отремонтированный, стал гимнастическим. ОАО «Журавлиное» закупило для школы спортивный инвентарь на 63 миллиона рублей. В десяти метрах от школы -детский садик. Тоже очень ухоженный, с обустроенной развлекательной площадкой.Дому культуры в «Клепачском» могут позавидовать многие города. Сейчас это действительно красивое здание с прекрасными интерьерами, многочисленными классами для занятий и репетиций.Сегодня в ДК действуют четыре подразделения: взрослая эстрадная студия «Ритм», детская эстрадная студия «Домисолька», танцевальная и вокальные группы, а также кружок декоративно-прикладного искусства «Рукодельница» и класс народного творчества по вышивке «Иголочка». Всего во всех этих коллективах постоянно учатся и участвуют около ста школьников и взрослых. В музыкальной школе два класса: хореографический и музыкальных инструментов (баян, домра, фортепиано).
Белорусский народ – творец и хранитель идей огромной силы. Идея эта звучит просто и величественно: бесценное наше сокровище есть Отечество – земля наших отцов, дедов и прадедов, земля, дающая нам хлеб насущный и хранящая прах наших предков. Наше Отечество – Клепачи