Стили семейногот воспитания

Стили семейного воспитания

Цель: Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

  • Профилактика проблем семейного общения
  • Активизация воспитательных мероприятий родителей.

 

Уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен теме семейного общения.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

  • Общение в семье становится образцом для ребенка.
  • Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.
  • Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.
  • Развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта.

То, как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит от того, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому. От модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского поведения – каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера семьи воздействует на психику ребенка, его эмоциональное состояние. Можно сказать, что любовь родителей друг к другу и к ребенку является известной гарантией психологического благополучия ребенка.

Общение с ребенком начинается с первых минут его жизни. А по мнению многих даже значительно раньше, еще во время внутриутробного развития ребенка. Уже на 7-м месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться добиться своего, что у многих младенцев получается.

Ещё в самом малом, но уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он пытается подчинить себе родителей. Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон. Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При неправильном воспитании в 8–9 месяцев ребёнок может истерически изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым.

Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой. Ласка – всегда поощрение и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести.  Родители вдруг становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая урок: за определённую черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя

Нужда в родительской любви – жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Функция родительской любви – поддержание и сохранение внутреннего, эмоционального и психического мира ребенка. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь – любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Семья выступает как основа чувства безопасности. Ребенку младшего школьного возраста необходимо чувствовать, что у него есть родители, которые всегда придут ему на помощь. Родители, которые всегда будут защитой для малыша.

Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искаженные формы.

  • Кумир семьи
  • “Ужасный ребенок”
  • “Золушка”

Воспитывать надо поощряя, но и твёрдо настаивая на своём в случае необходимости. И тогда ребёнок очень рано уловит смысл слов “можно” и “нельзя”, как и научится понимать просьбу “подожди”. Наказание – всегда насилие, беда для родителей и для ребёнка. Это уже борьба между ними. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже наказание, если он любит родителей и они авторитетны для него. Детей никогда нельзя обижать. С ними нужно уметь вести беседу, уделять им достаточно времени, интересоваться их делами.

Как часто мы находим время для беседы с ребенком?

Ребёнок живёт в семье, и на него оказывает воздействие жизнь её взрослых членов.

Его воспитывают в том случае, когда всё скрывают от него, и тогда, когда жизнь родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда все молчат. Всё это воздействует на формирование личности ребёнка. Воспитывают, когда говорят о работе и о других, и тем, как об этом говорят; когда ссорятся или мирятся, когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кого-то третируют и когда отец – “квартирант”: приходит поздно, молча смотрит телевизор, читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тоже воспитание.

На ребёнка воздействует всё: добры или нет родители; удовлетворены они жизнью или завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда “смертельно усталые” и им “всё надоело”. Для него не безразлично, что у них разные характеры, то, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит, слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно: как его всё это воспитывает?

Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей.

Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное неприятие.

Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда один ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию таких же ущемлённых и безнадзорных, он праздно проводит время, пренебрегает учебой. В компании к нему проявляют внимание, встречают его с радостью, в чем он и нуждается. Там весело, и он забывает о своих горестях. Но на этом пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их советам и требованиям. Чертами характера становится необязательность, безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей.

У другого формируется истероидный характер со склонностью к бурным сценам протеста “с двигательной бурей”, при которой наблюдаются потеря самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, когда возможны демонстративное нанесение порезов, и столь же демонстративные попытки самоубийства.

Вызывающее поведение наблюдается и вне семьи. В этом случае чертами характера становится эгоистичность, лживость, манерность, склонность всегда и во всём обвинять других, начиная от родителей и кончая всеми окружающими.

Время от времени необходимо внимательно всмотреться в своего ребёнка.

Задать себе вопросы, вдумчиво и объективно ответить на них. Многое станет яснее.

Что делали не так, что упустили, что необходимо наверстать. Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка, задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся предупредить развитие негативных привычек и девиантного поведения.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать возможность почувствовать детям, что они нужны и полезны вам.

Только семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка.

Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

В семье существуют различные типы взаимоотношений:

Диктат – тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители “вводят” в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню “вянет” стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. “Плоды” такого воспитания – страх, лицемерие, ложь, грубость и возможные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к таким результатам, возможно они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату – освободить ребенка от трудностей и “лишних” требований. Но, по сути, диктат родителей и опека – явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства – достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда – минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров – родителей и детей – наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания – отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество – тип семейных отношений, характеризующийся балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, как и к другим членам семьи). Здесь требования “не выпячиваются”, они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Дети обычно моделируют свое поведение по принципу семьи. Если они видят ссоры родителей и проявление насилия у себя дома, то считают, что это приемлемый вид поведения.  У находящихся в атмосфере постоянных конфликтов детей вырабатывается низкая стрессоустойчивость, они более чем другие дети подвержены психосоматическим заболеваниям. В результате – частые пропуски школьных занятий, низкие успехи в учебе. Конечным итогом становится неверие в себя, в свои силы, невозможность достичь успехов в какой-либо деятельности. Часто за маской агрессивности у ребенка скрываются неуверенность в себе, недоверие к людям, постоянное ожидание неприятностей со стороны других. Негативное восприятие себя толкает его на неблаговидные поступки. Подростки пытаются недостающее чувство любви и семейного тепла компенсировать с помощью суррогатов любви: алкоголизма и наркомании. Невыносимая атмосфера в семье толкает ребенка на побег из дома, бродяжничество, противоправные действия. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к этому списку добавляются Интернет – зависимость, азартные игры, зависимость от неформальных группировок, сект.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм. Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны тёплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него деформирующего воздействия. Ребенок, видящий эмоциональное тепло в семье, растет добрым и отзывчивым к людям. Он активен и трудолюбив, хорошо успевает в школе. И главное уверен в своих силах.

Именно от нас, от родителей, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Но, важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. В воспитании главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Золотые правила общения с детьми – важный инструмент родительского воспитания.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами – все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Будущее детей в руках взрослых – пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий