Современные воспитательные технологии

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Современные воспитательные технологии
в деятельности классного руководителя

 Воспитательная технология

  • Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения (Л.В. Куклина)
  • Технология создания культуросообразной среды личностного развития, организации смыслопоисковой деятельности и педагогической поддержки саморазвития личности, становления ее индивидуальности (Т.В. Корнеева)

Структура современной воспитательной технологии

n  Педагогические цели

n  Концептуальная основа

n  Деятельность

n  Система отношений между всеми участниками воспитательного процесса

n  Управление

n  Комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям

Классификации технологий индивидуального воспитания:

n  модель технологии индивидуализированного воспитания;

n   модель индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий);

n  модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман);

n  модель педагогического сопровождения

Технология индивидуализированного воспитания

Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:

1)      воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);

2)      ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;

3)      ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)

Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.

Классификация этапов технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания

1 этап — постановка проблемного вопроса;

2 этап — фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;

3 этап — включение учащегося в ситуацию;

4 этап —  высказывание «Я-позиции» по решению предложенной ситуации;

5 этап – рефлексия;

6 этап – выбор норм поведения;

7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу

Ситуационный классный час (Н.П. Капустин)

Капля воды (В.А. Сухомлинский)

«Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда ученики напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Задание:

— Оцените данную ситуацию.

— Как нужно было поступить школьникам?

— Почему бабушка, глядя вслед ученикам, покачала головой?

Ситуация из реальной жизни

n  Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще кричит:

— Заснули, что ли?

Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:

— Танечка, разве можно так стучать?

— А ты что, оглохла?

Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

— Опять платье не выстирала? – доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос.

— Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.

— У тебя вечно так …

Задание:

  1. Что значит «быть» или «казаться», «жить» или «демонстрировать» себя?
  2. Что бы Вы посоветовали Тане и ее маме?

Вопросы для самостоятельных рассуждений и ответов

n  Как реализуется в Вашем коллективе принцип: «Один за всех, и все за одного»? Приведите примеры.

n  Народная пословица гласит: «Человек – то, что он сам из себя сделал». Подумайте, что делаете Вы для своего совершенствования. Как вы работаете над воспитанием устойчивых черт личности, которые будут определять Ваше поведение в различных жизненных обстоятельствах?

n  «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», — писал Н.Г. Чернышевский. Так ли? Выскажите свое суждение. А как Вы изучаете самого себя?

n  Человечность распространяется не только на человека. Как Вы понимаете смысл этой фразы?

Классификации технологии коллективного воспитания учащихся

n  Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся

n  Технология принятия общих решении в классе

Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся

n  Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен

Технология принятия общих решении в классе. Этапы

изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);

подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем — указанием учителя на возникшую проблему или косвенным — с помощью учащихся класса);

представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);

направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);

помощь группе в претворении ее решений в действие

Книга больших идей включает в себя 30 таблиц, которые заполняются и педагогом, и детьми:

«Наше классное сообщество»;

n  «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует…»);

n  «Необсуждаемые правила нашего учителя»;

n  «Физические потребности»;

n  «Таблица упражнений на случай пожара»;

n  «План поведения в чрезвычайной ситуации»;

n  «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»);

n  «Социальные потребности»;

n  «Жизнь в нашей школе»;

n  «Наша игровая площадка»;

n  «Наша столовая»;

n  «Наши туалетные комнаты»;

n  «В школу и домой»;

n  «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.);

n  «Правила по составлению правил»;

n  «Составление правил для решения наших проблем»;

n  «Учимся на собственных ошибках»;

n  «Домашняя работа»;

n  «Помощники в школе»;

n  «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады);

n  «Оставаться здоровым»;

n  «Здоровье и посещение школы»;

n  «Подменный учитель»;

n  «Школьное имущество»;

n  «Законы нашей страны»;

n  «Законы образования»;

n  «Законы, обеспечивающие заботу о детях»;

n  «Права и обязанности»;

n  «Жизнь на нашей планете»;

n  «Забота о нашем мире»

Тренинговые технологии воспитания

n  Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы

Классификация тренингов по социальной направленности

n  коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом);

n  когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);

n  Социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста

Статичные формы воспитательной работы (тип представление)

n  Торжественное собрание детского коллектива

n  Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь)

n  Фронтальная беседа

n  Диспут

n  Дискуссия

n  Концерт

n  «Яблоня возможностей»

n  Представление-соревнование

Формы статично-динамичной воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)

n  Танцевальная программа (дискотека, бал)

n  Вечер общения в импровизированном кафе

n  Трудовая акция (субботник)

n  Изготовление объекта демонстрации

n  Подготовка к представлению

n  Ситуационно-ролевая игра

n  Продуктивная (инновационная) игра

Динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие»)

n  Экскурсия

n  Поход

n  Экспедиция

Добавить комментарий