Именно родители должны побеспокоиться о безопасности своего малыша в доме
Обратите особое внимание на места повышенной опасности:
— кухня;
— ванная комната;
— места хранения бытовой химии.
Никогда не оставляйте в зоне доступности ребенка:
— лекарства
— бытовую химию;
— элементы питания;
— спички;
— колющие и режущие предметы и прочую мелочь.
Опасно:
Оставлять ребенка в комнате с открытым окном!
Оставлять ребенка одного в воде во время купания!
Разрешать ребенку самостоятельно включать и выключать электроприборы!
Читайте ребенку!
Сказки, художественную литературу – это основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А, как ты думаешь, что нужно было сделать?». Рассуждая над поступком героя, вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.
Рисуйте с ребенком!
Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья
и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:
рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.
3. Играйте с ребенком!
Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Научите ребенка, как правильно вызывать спасателей:
набрать 101,112;
сообщить свой адрес;
звать на помощь взрослых;
назвать свое имя, фамилию, телефон.
Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона или на видном месте.
4. Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!
Предлагаем посмотреть мультфильмы «Волшебная книга», «Спецотряд 112». После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.
Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
Почему нельзя нарушать правила безопасности?
Что нужно знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?
Разговаривая, обсуждая с ребенком мультфильм, сказку или историю по безопасности, вы помогаете понять обычные житейские истины, учите правильным действиям и поступкам в будущем.
Психологи советуют начинать обучение ребенка правилам безопасности с 2-3-летнего возраста. Слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать! Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться
и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они – народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».
Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте чаще замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации.
Еще несколько рекомендаций для родителей:
— разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь
их делами и жизнью;
— будьте в курсе увлечений, интересов своих детей;
— вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем общается,
где проводит свободное время;
— приводите примеры, рассказывайте об опасностях, объясняйте
и напоминайте о безопасности;
— не важно, сколько лет вашему ребенку, важно, что вы сделали для того, чтобы научить ребенка безопасному поведению;
— если у вас ребенок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги;
— проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания;
— предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность,
разумно контролируйте его;
— детям старшего школьного возраста также нужно напоминать
о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям;
— всегда напоминайте детям правила безопасности перед началом каникул, особенно летних, так как количество травм именно в этот период возрастает.