Формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста

В современных социокультурных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств,  необходимых для успешной самореализации. Как справедливо отмечает Е.И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество (в целом). Однако не следует забывать, что, как и в образовательном процессе в целом, ведущая роль остается за самим ребенком, т.е. воспитание остается успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания» [1, с. 39].

Это позволяет нам предположить, что одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства,  является самостоятельность.

На самом деле у многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше,  родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен и ничего не умеет и, следовательно, начинают винить в этом всех окружающих. Но, прежде всего все зарождается в семье.

Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать.

Именно этим объясняется наше обращение к проблеме формирования самостоятельности у младших школьников.

Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному.

В Психологической энциклопедии самостоятельность определена как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [2, с. 424].

В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщенное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [3, с. 368].

Анализ этих и других определений понятия «самостоятельность»  позволяет нам  сделать вывод, что самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое  характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Однако в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.

Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключевым для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни.

Рассмотрим, где и каким образом может наиболее полно проявляться и развиваться  самостоятельность младших школьников.

Ведущим видом деятельности младшего школьника, по утверждению отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.) является учебная деятельность. Самостоятельность в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению [4, с.39]. Для того, чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, психологи рекомендуют представлять ребенку возможность высказывать собственную точку зрения по тому или иному вопросу и стремиться к тому, чтобы учебные задания ребенок выполнял без посторонней помощи.

Большое место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Например, школьник, который плохо учится, берет себе роль отличника и старается, выполнив все игровые правила, полностью соответствовать роли. Такая ситуация будет способствовать усвоению младшим школьником требования,  которые необходимо соблюдать, чтобы стать успевающим учеником. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развертывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки.

В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности оказывает, помимо учебной и игровой, трудовая деятельность. Особенностью этого возрастного периода является то, что ребенок проявляется интерес в большей степени не к результату, а к процессу труда. В связи с тем, что все психические процессы в этом возрасте характеризуются непроизвольностью,  младший школьник не всегда действует по образцу, часто отвлекается, у него получаются какие-то случайные детали, он начинает придумывать что-то свое. Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него развивается не только самостоятельности, но и ответственность за выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других людей.

Большое значение имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности [5, c.209].

Развитию самостоятельности у младших школьников способствует создание ситуации выбора. Как отмечает С.Ю. Шалова, «ситуация выбора предполагает определенную степень свободы, т.е. возможность человека самому определять наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения или способ решения проблемы и т.д., и в то же время нести ответственность за свой выбор, а значит, за результаты своей деятельности. В педагогическом процессе важно, чтобы это была «позитивная» свобода – «свобода для …»: для проявления социально и личностно значимых качеств, для реализации способностей, составляющих индивидуальный потенциал каждого обучающегося» [6, с. 99].

Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что поскольку деятельность младшего школьника организуют и направляют взрослые, их задача — добиться максимальной его самостоятельности и проявления активности.

Чтобы выявить роль родителей в формировании самостоятельности у детей младшего школьного возраста, мы проведём эмпирическое исследование. С этой целью будем использовать специально разработанную анкету, которая представлена полностью в конце статьи.

В результате проведенного анализа ответов нами были сделаны следующие выводы:

Во-первых, большинство родителей правильно представляют, что такое самостоятельность, но далеко не все знают, что нужно делать, чтобы ее развивать у своих детей.

Во-вторых, большинство родителей выполняют основную часть работы за детей, но при этом практически все относятся отрицательно к тому, если ребенок не будет обладать навыками самообслуживания.

В-третьих, многие родители все решения принимают за детей, тем самым, ограничивают их свободу и не позволяют развиваться самостоятельности.

В целом наше исследование показало, что самостоятельность детей младшего школьного возраста обусловлена их зависимостью от взрослых, в том числе от родителей. Вместе с тем  в этом возрасте очень важно уделять особое внимание развитию этого качества.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на несколько вопросов, касающихся Вашего ребенка. Выберите один или несколько предлагаемых вариантов ответа.

Если хотите, можете указать Вашу фамилию.

Заранее благодарим за помощь в проведении исследования.

  1. Что Вы понимаете под  словом «самостоятельность»?

А)  Личная ответственность за свою деятельность и поведение.

Б) Способность действовать без чьего-либо вмешательства.

В) Умение жить без посторонней помощи.

Г) Другое (укажите)  _______________________________________

  1. Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют самостоятельную личность?

А) Инициативность, решительность.

Б) Смелость, ответственность.

В) Принципиальность, настойчивость.

Г) Другое (укажите)  _______________________________________

3.В чем, по- вашему  мнению, заключается главная задача воспитателя  при формировании  самостоятельности у детей младшего школьного возраста?

А) Включение детей в трудовую деятельность.

Б) Учет возрастных особенностей детей, способствующих развитию самостоятельности.

В) Другое (укажите)  _______________________________________

Г) Я не задумывался о данной проблеме.

  1. Какого характера поручения Вы даете своему ребенку?

А) Убрать в своей комнате.

Б) Сходить в магазин за продуктами.

В) Другое (укажите)  _______________________________________

Г) Никаких, не считаю нужным это делать.

  1. В какой совместной деятельности Вы позволяете своему ребенку проявить инициативу?

А) В играх.

Б) В приготовлении обеда, ужина и т.д.

В) Другое (укажите)  _______________________________________

Г) Ни в какой, он еще маленький.

  1. Какое решение Вы позволите принять ребенку самостоятельно?

А) Выбрать одежду, которую он наденет в школу.

Б) Общаться с теми детьми, с которыми он хочет.

В) Другое (укажите)  _______________________________________

Г) Все решения за него принимают взрослые.

7.Какое важное дело Вы бы доверили своему ребенку?

А) Присмотреть за младшим ребенком, пока родителей нет дома.

Б) Приготовить обед.

В) Другое (укажите)  _______________________________________

Г) Никакого, будет лучше, если я сам это сделаю.

  1. Какие действия Вы делаете за ребенка?

А) Собираю его портфель.

Б) Выполняю домашнее задание, если он не справляется.

В) Другое (укажите)  _______________________________________

Г) Я лишь помогаю ему, основные дела он делает самостоятельно.

  1. Как вы отнесетесь к тому, если ваш ребенок не будет обладать навыками самообслуживания?

А) Нормально, всегда есть кто-то из взрослых, кто уберет за ним игрушки, помоет посуду, заправит постель.

Б) Отрицательно, так как это посильные для младших школьников обязанности.

В) Другое (укажите)  _______________________________________

Г) Не задумывался над этим.

  1. Какой интерес проявляет Ваш ребенок к труду взрослых?

А) Интересуется, нужна ли помощь родителям.

Б) Без напоминания взрослых выполняет домашние обязанности.

В) Изредка помогает по дому.

Г) Другое (укажите)  _______________________________________

Добавить комментарий