Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление, печаль.
Взрослые часто встречаются с проявлениями детских страхов и в большинстве случаев не относятся к ним серьёзно. Иногда родители и не подозревают о том, что ребенка мучают страхи. И порой узнав, посмеиваются: «Трусишка», «Что же здесь страшного?». Высказывания подобного рода порождают дополнительный страх – страх откровенности со взрослыми. А в действительности большинство страхов и опасение взрослых людей начинают формироваться в детстве.
Наиболее распространены внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, эмоционально указывают на наличие опасности. К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей.
С первым проявлением страха мы сталкиваемся у младенцев, когда им исполнилось несколько месяцев. Он проявляется в виде боязни неизвестного. Ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо. В течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче.
В 2-3 года нет проявлений абстрактного страха. А можно говорить о лишь о «конкретных страхах». Страх вызывают конкретные предметы, существа или ситуации, которые детям и в самом деле кажутся опасными.
Существует зависимость: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. В процессе обучения диапазон конкретных страхов расширяется.
Примерно в возрасте 3-х лет ребенок начинает испытывать символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфической детской логики: «чего я не вижу, то не существует».
Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 6 и отчасти в 7 лет. Причем, число страхов меньше у детей в 7 лет, посещающих школу, чем не посещающих.
У мальчиков страхов несколько меньше чем у девочек.
Дети в своём развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте – страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 7-8 лет – страх смерти.
Больше страхов у детей проживающих в отдельных квартирах, чем у детей из коммунальных, в неполных или с малым количественным составом полной семьи, чем в полных с большим количеством родственником семьях.
У детей в возрасте 7-11 лет чаще встречаются «школьные» страхи. Помимо страхов связанных со школой для детей этого возраста типичен страх стихии, они склонны верить в «роковое» стечении обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. Чего, следовательно, и боятся.
Для детей 11-16 лет характерен страх изменений. Подростки боятся психического, а чаще физического уродства. Присутствует страх быть отвергнутым, изгоем. Страхи подростков не редкое явление, а в большинстве случает просто тщательно скрываемое.
Как помочь ребёнку?
- Будьте своему ребёнку другом.
- Научите управлять своим поведением в наиболее волнующих его ситуациях.
- Сами демонстрируйте примеры жизнестойкого поведения.
- Обучите умению снимать мышечное напряжение.
- Чаще используйте телесные прикосновения, поглаживания.
- Поощряйте ребенка выражать себя в движении, танце, рисунке.
- Можно рассказать, что у папы и мамы тоже когда–то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. И ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него появляется надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.
- Нужно создавать атмосферу максимального психологического комфорта, то есть стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта.
- Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах.
- Внушать ребёнку, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, то есть формировать устойчивое чувство защищенности, беречь детей от психотравмирующих ситуаций.
- Нельзя запугивать ребёнка разными страшными обещаниям: отдам в детдом, брошу на улице, сдам в милицию, сделаю укол. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса.
- Разрешайте ребёнку побольше бегать, заниматься интересными и любимыми делами, приглашайте в дом сверстников.
- Дать ребёнку побольше свободы, приучать его решать самому свои собственные проблемы, формировать способность действовать непринуждённо и уверенно.
- Поощрять участие ребёнка в мероприятиях, праздничных представлениях не только в детском саду или школе, но и в общегородских/районных мероприятиях.