СТРАХ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление, печаль.

Взрослые часто встречаются с проявлениями детских страхов и в большинстве случаев не относятся к ним серьёзно. Иногда родители и не подозревают о том, что ребенка мучают страхи. И порой узнав, посмеиваются: «Трусишка», «Что же здесь страшного?». Высказывания подобного рода порождают дополнительный страхстрах откровенности со взрослыми. А в действительности большинство страхов и опасение взрослых людей начинают формироваться в детстве.

Наиболее распространены внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, эмоционально указывают на наличие опасности. К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей.

С первым проявлением страха мы сталкиваемся у младенцев, когда им исполнилось несколько месяцев. Он проявляется в виде боязни неизвестного. Ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо. В течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче.

В 2-3 года нет проявлений абстрактного страха. А можно говорить о лишь о «конкретных страхах». Страх вызывают конкретные предметы, существа или ситуации, которые детям и в самом деле кажутся  опасными.

Существует зависимость: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. В процессе обучения диапазон конкретных страхов расширяется.

Примерно в возрасте 3-х лет ребенок начинает испытывать символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфической детской логики: «чего я не вижу, то не существует».

Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 6 и отчасти в 7 лет. Причем, число страхов меньше у детей в 7 лет, посещающих школу, чем не посещающих.

У мальчиков страхов несколько меньше чем у девочек.

Дети в своём развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 7-8 летстрах смерти.

Больше страхов у детей проживающих в отдельных квартирах, чем у детей из коммунальных,  в неполных или с малым количественным составом полной семьи, чем в полных с большим количеством родственником семьях.

У детей в возрасте 7-11 лет чаще встречаются «школьные» страхи. Помимо страхов связанных со школой для детей этого возраста типичен страх стихии, они склонны верить в «роковое» стечении обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. Чего, следовательно, и боятся.

Для детей 11-16 лет характерен страх изменений. Подростки боятся психического, а чаще  физического уродства. Присутствует страх быть отвергнутым, изгоем. Страхи подростков не редкое явление, а в большинстве случает просто тщательно  скрываемое.

Как помочь ребёнку?

  • Будьте своему ребёнку другом.
  • Научите управлять своим поведением в наиболее волнующих его ситуациях.
  • Сами демонстрируйте примеры жизнестойкого поведения.
  • Обучите умению снимать мышечное напряжение.
  • Чаще используйте телесные прикосновения, поглаживания.
  • Поощряйте ребенка выражать себя в движении, танце, рисунке.
  • Можно рассказать, что у папы и мамы тоже когда–то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. И ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него появляется надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.
  • Нужно создавать атмосферу максимального психологического комфорта, то есть стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта.
  • Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах.
  • Внушать ребёнку, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, то есть формировать устойчивое чувство защищенности, беречь детей от психотравмирующих ситуаций.
  • Нельзя запугивать ребёнка разными страшными обещаниям: отдам в детдом, брошу на улице, сдам в милицию, сделаю укол. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса.
  • Разрешайте ребёнку побольше бегать, заниматься интересными и любимыми делами, приглашайте в дом сверстников.
  • Дать ребёнку побольше свободы, приучать его решать самому свои собственные проблемы, формировать способность действовать непринуждённо и уверенно.
  • Поощрять участие ребёнка в мероприятиях, праздничных представлениях не только в детском саду или школе, но и в общегородских/районных мероприятиях.

Добавить комментарий